14 мая тюменские дальнобойщики впервые собрались вместе после того, как 1 числа покинули место забастовки у села Плеханово. Решение разъехаться давалось нелегко, но поводом послужило собрание коллег из Дагестана. Депутаты Госдумы пообещали старейшинам, что поднимут вопрос о пересмотре системы «Платон» , а пока штрафы в размере 300-400 тыс. рублей будут аннулироваться.

 

Дальнобойщики Дагестана служили примером всем водителям в стране,  там во «Всероссийской стачке» приняли участие 95% водителей.  27 апреля после собрания, когда старейшины пообещали возобновить стачку, если в Госдуме не пересмотрят систему «Платон», дальнобойщики Дагестана разъехались, и тюменцы последовали их примеру. В течение трех дней водители из Нягани, Ялуторовска, Заводоуковска, Исетска покидали место забастовки.

Если в Екатеринбурге на забастовку вышло 15 машин, в Челябинске 50, то в первый день тюменские дальнобойщики показали около 75 автомобилей. В течение 34 дней к тюменцам присоединялись коллеги из других городов, местные водители по очереди отлучались на ремонт. Разъезжались уже в составе 45 машин.

Точное количество машин на забастовке знали представители МВД. По словам учредителя Ассоциации грузоперевозчиков в Тюмени Владимира Ардашова, блюстители порядка практически охраняли водителей, ежедневно пересчитывая количество автомобилей. Если появлялся новенький — а к тюменцам присоединялись водители из Екатеринбурга, Сургута, Ямала – проводили разъяснительные беседы, намекая, что стоять здесь – чревато проблемами. Некоторые уезжали.

10 мая в Москве собирались  координаторы всех регионов во главе с председателем профсоюзов Центрального Совета Межрегионального профессионального союза водителей профессионалов Александром Котовым. На собрании был поставлен вопрос  о системе «Платон». Водители единогласно приняли решение нанять адвокатов и выступить в Верховном суде против.

Ранее глава Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение проанализировать обоснованность и эффективность системы «Платон».

«Если Совет Федерации будет решать этот вопрос, то на данный момент, почему система работает? Она должна быть приостановлена?! В этом году «Платон» должен собрать 40 млрд, из них отдать 10,6 за обслуживание рамок. Если же добавить рубль на топливо, то прибыль будет 68 млрд, и никому не надо платить. Так эффективен «Платон» или нет?» — задается вопросом Владимир Ардашов.

Среди достижений «Всероссийской стачки» можно назвать понижение тарифа с 3,06 рублей за км. до 1,91 руб. Однако дальнобойщики не видят в этом победы: «Сделали нам скидку, одолжение». И продолжают настаивать на полной отмене «Платона».

— говорит Ардашов.

Отметим, что накануне забастовки, которая стартовала 27 марта, тюменские дальнобойщики хотели выйти на улицы города с митингом, но так и не удалось согласовать приемлемую площадку.

Пока Совет Федерации и Госдума разбираются в системе «Платон», дальнобойщики ждут результатов. Если начнут приходить штрафы за перегруз по 300-400 тыс., водители договорились их игнорировать, ориентируясь на дагестанцев. «У некоторых ребят старенькие КАМАЗы стоят 300 тыс., откуда взяты такие штрафы? Водители не получают по полмиллиона, как наши чиновники», — возмущаются водители на тюменском собрании.

Во время забастовки к дальнобойщикам не приехал ни один представитель власти. Приглашал на встречу Евгений Воробьев, председатель Комитета по делам национальностей Тюменской области. На резолюцию дальнобойщиков Воробьев ответил, что это требования федерального масштаба, здесь ничем не помочь.

«Так что никто к нам не приезжал кроме МВД, они регулярно обыскивали наши машины, якобы по звонку, по наводке, что в колонне стоит машина с оружием. Но мы же понимаем, что к чему. На следующий день должен был проехать Сергей Иванов, специальный представитель президента России по вопросам транспорта. В день, когда он должен ехать, нам уже в открытую говорят: ну вы уезжайте на сегодня, а завтра снова встанете. На что мы ответили: как стояли, так и будем», — вспоминает Ардашов.

Пристальный интерес к забастовке проявляли сотрудники правоохранительных органов. Как рассказывает учредитель Ассоциации грузоперевозчиков в Тюмени, не проходило и дня без допроса или звонка. Помимо нравоучительных бесед случались и вопросы с подвохом. Например, во время многочасового допроса внезапно задавался вопрос: а кто, если не Путин?

«На допросах я был через день. Побывал во всех инстанциях: и в ФСБ меня вызывали, и в Центр «Э», в МВД, в общем – везде. И ведь одно и тоже везде, и все такие добрые и ласковые. Спрашиваешь, мы экстремисты? Нам – нет, иначе по-другому бы разговаривали. Так мы такие же потребители, как все. Также ходим в магазин, видим рост цен. А есть и те, кто получает по 15-20 тыс., из них заплати за квартиру, за садик, а на что живут? Да на пенсионеров посмотрите! И не стыдно такому большому государству?»

Требования дальнобойщиков уже давно перешли за пределы интересов только водителей фур. Во время забастовки дальнобойщиков поддерживали тюменцы, привозили провизию и просили стоять, пока не добьются своего.

Из 75 членов тюменской Ассоциации только 20-30 человек являются активистами. Однако объединения с другими протестными движениями дальнобойщики не хотят.

«Если бы мы объединились с оппозицией, то получилось политическое выступление. Это было бы очень шумно.  А мы этого не хотели. Ведь дело может дойти и до того, что вся страна встанет, вдруг еще начнется революция, кому это надо? Надо все сделать мирным путем, договориться, зачем воевать? К нам приходили из оппозиции Мальцева, от Навального, КПРФ, и РКПБ, не было только ЛДПР и от «Единой России», ну и «СПС».

При этом учредитель Ассоциации Ардашов признает, «если бы встала вся Россия, то 5 дней и не было бы «Платона». А то Медведев говорит, что бастуют 480 человек, а 800 тыс. уже зарегистрировались. Отвечаю Медведеву: нас 2 млн, а где еще 1200?»

Василий Марков, дальнобойщик из Ульяновска, подтверждает, стоять впятером бессмысленно.

Тогда уже не придется доказывать и объяснять, все сами поймут, когда встанет вопрос оплаты штрафа в 300 тыс. рублей. «За свой бизнес надо бороться, думать, что кто-то что-то сделает за тебя, так не прокатит».

После забастовки тюменскую Ассоциацию ждут перемены. Председатель Ильнур Насибулин дорабатывает до 1 июня и покидает свой пост. Активист Владимир Ардашов за 34 дня стачки дважды побывал в кардиологии, «близко к сердцу принимает все происходящее», а также по решению суда получил штраф за организацию забастовки. Должности вакантны, вот только желающих мало. «Если будет третья стачка, то в новом составе», — подводит итог Ардашов и добавляет, что это его последнее официальное интервью.