Очередное заседание самарской губернской думы шло по стандарту. Председателя регионального правительства Александра Нефедова с докладом о достижениях властей в 2016 году проводили аплодисментами. Парламент преодолевал повестку из 30 пунктов, набирая темп. Вызов докладчика – переход к вопросам без чтения доклада – никаких вопросов – голосование – принято в одном или двух чтениях. Изредка механизм «спотыкался» на вопросах депутатов от КПРФ Михаила Матвеева и Алексея Краснова. Если на активность первого в зале реагировали без эмоций – привыкли, то каверзы второго заметно раздражали парламентариев.
Привычный ритуал принятия региональных законопроектов серьезно забуксовал ближе к концу всего действа – на 24 вопросе. Думский комитет по транспорту и автомобильным дорогам предложил ограничить проезд «тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств» по Самаре. Пока город готовится к ЧМ-2018, большегрузы хотят пускать в город только после 22.00 и до 6.00.
Против законопроекта выступил председатель комитета по строительству Владимир Кошелев. Он заявил, что вопрос нуждается в проработке, и предложил провести ради этого внеочередное заседание. Председатель комитета по транспорту Андрей Мурзов принялся защищать инициативу.
- Если у нас строительные площадки в городе Самара начнут работать ночью, скажут ли нам за это спасибо жители, которые живут вокруг этих (объектов)? – спросил Кошелев.
- В основном стройки и работают по ночам, - парировал Мурзов.
- Вы мне еще расскажите, когда стройки работают! – огрызнулся его собеседник.
Мнения руководителей министерств строительства и транспорта тоже разделились: минстрой поддержал Кошелева, минтранс – Мурзова.
- Может быть разделим личный бизнес и… - язвительно предложил Андрей Мурзов.
- Вот-вот, разделите личный бизнес и работу. Понимаете? Разделите! – перебил Кошелев.
Жаркая полемика привела депутатский корпус в смятение. Раньше за все инициативы голосовали практически единогласно, а в этот раз законопроект приняли, что называется, со скрипом. Правда, сразу в двух чтениях.
Руководитель самарского регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко не видит в поражении Кошелева признаков утраты влияния. «Потерпел поражение не Владимир Кошелев, а точка зрения. Большинство депутатов посчитали нужным ввести ограничения – вот и все. Я бы не рассматривал это в контексте ослабления или усиления конкретных фигур», - отметил он.
Взаимные претензии Владимира Кошелева и Андрея Мурзова объясняются просто: принятые ограничения напрямую касаются их бизнеса.
Владимир Кошелев – самый известный строитель в Самаре. Его «Корпорация «Кошелев» прославилась строительством микрорайона Крутые Ключи. Главная инновация, расположившая власти к девелоперу – его застройка предусматривает создание объектов социальной инфраструктуры.
Андрей Мурзов не столь популярен. В его официальной биографии указано: «С 1997 года работает в строительных организациях Самарской области, в том числе на руководящих должностях. С 2007 года по настоящее время – директор ООО «Техкомплект». Опыт работы в строительных организациях позволил Андрею Валентиновичу с нуля создать организацию, которая сегодня является одной из крупнейших дорожно-строительных компаний региона. На протяжении трех лет компания признана лучшей подрядной организацией в рейтинге Федерального агентства «Большая Волга».
Строительство и обслуживание дорог – основа бизнеса Мурзова. По данным портала «Госзатраты», его компания «Техкомплект» в период с 2011 по 2013 год получила госконтрактов на дорожные работы на общую сумму около 5 млрд рублей. До «Техкомплекта» деньги на дорогах делали другие его структуры: «Скиф-строй» и «Дорожно-транспортная компания «Скиф».
Сейчас «Техкомплекта» нет в списках государственных подрядчиков. Компания продолжает работать – ее выручка в 2015 году превысила 330 млн рублей, данные по 2016 году опубликуют только в октябре.
СМИ и игроки строительного рынка упорно связывают Андрея Мурзова с ООО «Самаратрансстрой», хотя официальных подтверждений этой связи нет. Официально компанией с портфелем госзаказов более 20 млрд рублей владеет Олег Лайченков, а управляет – Сергей Сурков.
Социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко считает, что причины конфликта депутатов следует искать в их бизнесе.
Если смотреть на конкретную ситуацию, самарцы выиграли от принятия такого закона. Во многих странах мира въезд большегрузов в крупные города днем запрещен. Это разгружает дорожную сеть, как минимум», - сказал эксперт.
По доходам за 2016 год и Владимир Кошелев, и Андрей Мурзов входят в тройку богатейших депутатов губернской думы. За год Кошелев заработал 102,9 млн рублей (второе место после Владимира Симонова), Мурзов – 52 млн рублей (третье место).
- Ограничения связаны с началом ремонта и реконструкцией многих дорог к Чемпионату мира. Мы закрыли практически все выезды из города - у нас полноценно действует только два выезда. Из-за этого с июня начнется транспортный коллапс. Хоть как-то смягчить его поможет ограничение въезда грузового транспорта на территорию Самары в дневное время. Эта мера – не новшество, Москва уже давно ограничила въезд грузовой техники, - говорит председатель комитета по транспорту, автомбильным дорогам и информационным технологиям Самарской губернской думы Андрей Мурзов.
Ограничения будут введены до 14 июня 2018 года. С 6 утра до 10 вечера на городские улицы не пустят тяжеловесные и (или) крупногабаритные транспортные средства, а также автомобили, перевозящие опасные грузы с разрешенной максимальной массой более 8 тонн.
Исключение составят машины аварийных и спасательных служб, транспортные средства, используемые для содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог. Также из стоп-листа исключили машины, вывозящие отходы, машины, перевозящие цементно-бетонные смеси и грузовики, задействованные в подготовке к проведению ЧМ-2018.
Говорит председатель думского комитета по строительству и руководитель крупной строительной корпорации Владимир Кошелев, который убеждал коллег повременить с принятием поправок в закон:
- Они недостаточно проработаны, не учитывают всех нюансов. Для строителей, работающих в черте города, ограничение движения грузовиков создаст существенные трудности. По сути им придется ввозить все строительные материалы по ночам, не думаю, что жители окрестных домов скажут нам спасибо, - подчеркнул он.
Владимира Кошелева поддержал министр строительства Самарской области Александр Баландин. Он также отметил возможные сложности для строительной отрасли и попросил более тщательно проработать поправки. Однако их мнение не было услышано — большинство депутатов проголосовали «за».
Насколько оправдано принятие поправок и к чему оно может привести - пока не до конца понятно. С одной стороны, разгрузить дороги от пробок хочется всем. Однако решение парализовать работу стройплощадок по всему городу и перевести их на ночной образ жизни вряд ли понравится жителям микрорайонов, в которых эти самые стройки ведутся. Не меньше вопросов возникает с подвозом продуктов и товаров народного потребления в крупные торговые центры — по всей вероятности, теперь очередь на разгрузку также будет выстраиваться по ночам. Альтернативой может стать разве что переход поставщиков на транспорт с меньшей грузоподъемностью, но все ли будут готовы пойти на такие меры — пока непонятно.
Зато совершенно точно понятно, что проблему дополнительной нагрузки со стороны большегрузов на только построенные и свежеотремонтированные самарские дороги новые поправки в закон никак не решат. Большегрузы по-прежнему будут кататься по улицам и разбивать новое дорожное полотно - только теперь это будет происходить по ночам.