Как заявил «НГ» Бажутин, «мы встанем на стоянки и вдоль дорог, организуем протестные лагеря – как в марте». На машинах будут висеть плакаты с требованиями и лозунгами.
По его словам, практически все требования остаются прежними: полная отмена системы «Платон» и транспортного налога, корректировка норм режима труда и отдыха водителей, наведение порядка на постах весового контроля, предоставление перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо, уплаты которого они, кстати, считают достаточным с точки зрения их налогообложения.
Из политических требований остался вотум недоверия президенту России Владимиру Путину, а вот требование об отставке правительства убрано. «Поскольку скоро выборы, правительство и так отправят в отставку», – пояснил Бажутин, но ничего не сказал по поводу того, что главу государства вроде бы тоже переизбирают.
Лидер ОПР заявил, что 15–25 декабря выбраны не случайно: «Перед Новым годом есть задача сорвать поставки, остановить трафик и показать – вот что такое труд дальнобойщика. Кроме того, примерно в это же время должна начаться и регистрация кандидатов в президенты».
Бажутин подтвердил «НГ», что собирается выдвигаться в президенты, причем не от каких-то левых сил, в праймериз которых он формально участвует, а именно от профессионального сообщества. Однако он отметил, что забастовка с этим, мол, никак не связана – просто два процесса идут параллельно.
Он также настаивает, что протест водителей следует считать не экономическим, а именно политическим. «Мы даже под каждым пояснением, которые требуют от нас правоохранители, пишем, что не доверяем Путину. Почему граждане этого не могут понять? Ведь все, что связано с действием «Платона», в итоге все равно коснется каждого», – подчеркнул Бажутин.
Однако из его рассказа ясно, что главные требования все-таки конкретно экономические. Сейчас, по словам Бажутина,
«Забастовка состоится, если диалога не будет и наши требования не исполнят. Мы обеспечиваем 15% ВВП, этот налог коснется каждого, так что мы говорим от имени народа, и с нами обязаны считаться», – подчеркнул он. Бажутин настаивает, что протест носит мирный характер.
Предварительно об участии нем сообщили водители из 50 реготделений, состоящих в ОПР, однако в каждом из них еще должно пройти собрание, чтобы согласовать все действия. Бажутин указывает, что готовность проявляют все 10 тыс. членов движения. Однако вот водители из Дагестана выразили сомнение в том, что будут участвовать в акции. Председатель правления Союза перевозчиков Дагестана Нурислам Саидов заявил, что дальнобойщикам республики не стоит заниматься протестными акциями. Он отметил, что такое же решение было принято и весной, после чего в результате переговоров с властями удалось добиться серьезных уступок. В частности, водители, платящие взносы в систему «Платон», освобождены от транспортного налога, положительно решен и вопрос со снижением количества весовых пунктов на дагестанских участках федеральных трасс.
Впрочем, Бажутин пояснил, что эта дагестанская структура никогда и не входила в ОПР. «Их, видимо, ввели в заблуждение обещаниями и дезинформировали относительно нас», – отметил он. Нынешний глава дагестанского отделения ОПР Камаладин Магомедов подтвердил, что собрания еще не было, но «как лидер отделения, избранный людьми, я могу сказать, что мы будем участвовать в акции».
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов пояснил «НГ»: «Власть привыкла к популистским лозунгам, тем более что за этим практически всегда есть желание договориться, а политических требований нет, значит, ей ничто не угрожает». При этом эксперт заявил, что
«Но система не меняется, основная причина, вызвавшая недовольство, остается», – сказал Миронов.
На его взгляд, политические протесты более эффективны, потому что требуют системного решения проблем. «Но люди все еще боятся выдвигать политические требования и лозунги. В общественном сознании есть вездесущее государство, которое в любой момент может человека посадить за экстремизм», – отметил он.