Российские таможенники обнаружили на треть больше запрещенных товаров в первой половине 2018-го по сравнению с тем же периодом годом ранее.

Объемы растут с прошлого года, когда ФТС перешла на поиск контрабанды по наводкам.  Однако, как отмечают эксперты, санкционные продукты по-прежнему можно купить в России. Их в том числе активно продают через соцсети.

В первом полугодии 2018 года мобильные группы ФТС, созданные для борьбы с ввозом санкционной продукции, выявили 30,2 тыс. т товаров, запрещенных к ввозу. Об этом «Известиям» сообщили в службе. За первые шесть месяцев прошлого года «улов» таможенников был на треть меньше — 19,1 тыс. т.

Из 30,2 тыс. т именно санкционными оказались 4,1 тыс. т. Остальная продукция была изъята из оборота за другие нарушения — например, за отсутствие сопроводительных документов. 

Большую часть запрещенных к ввозу товаров ФТС направляет в страны, откуда они ввезены, — в первом полугодии соседям вернули 24,5 тыс. т товаров. Еще 3,5 тыс. т товаров были уничтожены, по остальным решение пока не принято. 

В отношении перевозчиков возбудили 219 административных и 13 уголовных дел.

Количество изъятой из оборота «запрещенки» стало расти в прошлом году. За январь–июнь 2017 года ФТС нашла вдвое больше товаров, ввезенных с нарушениями, чем за весь 2016 год. По итогам прошлого года разница была уже троекратной. За весь 2017 год нашли 41 тыс. т запрещенной к ввозу продукции, а за 2016-й — 13,4 тыс. т.

Согласно докладу ФТС, мобильные группы созданы «в целях недопущения перемещения в РФ запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы». Еще в прошлом году в интервью «Известиям» глава ФТС Владимир Булавин рассказал, что служба пересмотрела схему работы мобильных групп, изменив их дислокацию и направив работать по наводкам.

— Для эффективной работы у мобильных групп должна быть оперативная информация, которую получает наш силовой блок. Он наделен полномочиями вести оперативно-разыскную деятельность, — сообщил он.

Отчасти рост объемов изъятых товаров может быть связан с увеличением эффективности работы таможенников, полагает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Если же считать, что качество не изменилось, можно говорить о том, что операторы рынка не очень стремятся подчиняться ограничениям, делает вывод эксперт. Как и положено бизнесменам, они стремятся к прибыли, и, видимо, даже штрафы и уничтожение продукции не делает их незаконный бизнес убыточным, предположил Алексей Портанский.

Его выводы отчасти подтверждает и то, что «санкционка» всё же просачивается через границу. Например, в Москве запрещенные к ввозу деликатесы часто продаются с рук по объявлениям в тематических или районных группах в соцсетях. Также продукцию предприниматели предлагают через сайты объявлений. В среднем пармезан стоит 1,8 тыс. рублей за килограмм, дорблю — 2 тыс. рублей. Один из продавцов рассказал корреспонденту «Известий», что сыр приходит прямыми поставками из Италии, на вопросы о запрете ввоза продукта отшутился: «Подкоп». Другой продавец итальянских сыров и колбас сослался на некоего «надежного поставщика» и пообещал предоставить сертификаты соответствия вместе с продукцией. А еще предложил выслать каталог товаров из Испании и Германии.

На полки магазинов санкционная продукция тоже может попадать, но уже как произведенная в странах, не попавших под санкции, 

отметил глава Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков. По его словам, сейчас в страну ввозится незначительный объем брендированной «санкционки» из стран ЕС и США. Как правило, это ограниченные партии, которые попадают на рынки и ярмарки, но не в магазины федеральных торговых сетей. Среди других каналов сбыта такой продукции эксперт назвал интернет-магазины и многочисленные фестивали, на которые товары ввозят лично устроители. Также в страну попадает небрендированная «санкционка»: фрукты и овощи, которые, как правило, импортируются через третьи страны.

Россия запретила ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады в 2014 году в ответ на антироссийские санкции. Продэмбарго распространяется на мясо, рыбу, морепродукты, молочные продукты, фрукты и овощи.

Анна Ивушкина, Евгения Перцева